Мошенники взялись за обман владельцев угнанных машин. Бизнес успешен и встал на поток. В полиции сетуют: даже видя мошенничество, люди продолжают верить в лучшее. За надежду приходится платить от 50 до 150 тысяч рублей. Как не потерять имущество дважды, – разбирался «Водитель Петербурга».
Пятилетний Renault Logan пропал с парковки, расположенной рядом с одним из домов на Искровском проспекте незадолго до полуночи в Старый Новый год. А в полдень 16 января на телефон владельца иномарки поступил звонок: мол, знаем, где автомобиль, за возврат — 50 тысяч рублей.
Стоит отметить, что рыночная стоимость такого «Рено Логан» с небольшим пробегом — около 350 тысяч рублей. Помимо этого, в полиции, куда владелец «француза» пришел с заявлением, сообщили, что из квартала в районе его дома за сутки было угнано несколько аналогичных машин. Все это позволяет предположить, что автомобили «уезжали» на запчасти.
Звонивший был груб, в речи использовал блатную лексику и мат. По мнению владельцев «Логана», это была попытка психологического давления, под которым менее устойчивая психика был сдалась. На что звонившие и рассчитывали. Однако разговор пострадавшие горожане прекратили в одностороннем порядке.
В Петербурге к январю 2016 года не осталось ни одного района, где бы не было таких звонков. Схему действия обнадеженным автомобилистам мошенники предлагают одинаковую. Если человек готов заплатить за информацию о своей машине сумму от 50 до 150 тысяч рублей (варьируется в зависимости от марки и возраста агрегата), его зовут к ближайшему торговому центру. Там предлагают подойти к определенному банкомату и перевести деньги на счет или номер телефона, который прямо у автомата диктуют абоненту. При этом обещают, что «машина припаркована в 300 метрах, как поступят деньги, я покажу место». Результат очевиден — ни денег, ни машины.
В уголовном розыске предупреждают: если у вас угнали машину и вы получаете звонок от незнакомца с предложением за деньги вернуть ее — 99% того, что вашего автомобиля уже не существует. Единственный честный способ вернуть похищенное имущество — найти через знакомых так называемого решальщика. Это человек, который вхож в круг угонщиков: ему на «боевую» трубку скидывают марку, место и время кражи, а также сумму, за которую ее готовы отдать. Как правило, речь идет о четверти рыночной стоимости угнанного автомобиля. То есть если он стоит миллион, то попросят не менее 250 тысяч рублей. Это возможно только в том случае, когда автомобиль украли не под заказ.
Другое дело, если машина, как правило стоимостью до полумиллиона, угнана «на запчасти». Преступники передают ее в одну из восьми разборок города, получают деньги и забывают навсегда. Как правило, через 2-3 часа этого автомобиля уже не существует в природе. Но пару лет назад некто придумал, как нажиться на этом «воздухе». Тогда и появилась вышеописанная схема. Мошенники наладили связь с разборками, которые сообщают не только марку и место угона, но и какие-то личные факты, например, брошенную на заднем сиденье детскую игрушку. А также контакты владельца, которые, как правило, можно найти по содержимому салона: от табличек «если вам мешает моя машина, позвоните», до страховых полисов в бардачке.
С осени 2015 года схема вышла на поток. В правоохранительных органах полагают, что за дело взялись те, кто раньше поставил на поток телефонное вымогательство у пенсионеров за «попавших в беду детей». Получается, что угонный мир дважды наживается на одной машине, а в полиции в два раза больше заявлений: «При этом с жалобами на обман приходят даже те, кто после звонка мошенникам приходил советоваться, и получив четкий ответ «не надо этого делать», все равно надеется на лучшее», – сетуют правоохранители.