В последние годы автолизинг стал наиболее удобным способом приобретения или аренды автомобиля. Казалось бы, всё просто: выплатил полную сумму за машину — она твоя, не выплатил — вернул владельцу. Однако случай, произошедший в Симферополе, наглядно показал, как законная покупка автомобиля превращается в незаконную делёжку. Почему украинский лизингодатель вернулся за машиной, кто виноват и что на полуострове делают украинские автоколлекторы, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Сам себе судья
В редакцию газеты «Крымский ТелеграфЪ» поступила информация, что в Крым на днях пожаловали некие украинские автоколлекторы — люди, которые прибыли с целью любым способом отобрать у крымчан их автомобили, которые были оформлены ими в лизинг в то время, когда Крым ещё являлся территорией Украины.
До сих пор на полуострове было слышно лишь о происках обычных банковских коллекторов, пытающихся выбить из местных жителей оплату взятых в украинских банках кредитов (при том, что банки в своё время сами покинули Крым, нарушив обязательства и договоры). Практически все попытки коллекторов оставались бесплодными. Но на этот раз мы узнали, что крымчанка едва не лишилась своего автомобиля.
Сейчас «мерседес» находится в Симферополе, на штрафплощадке, а мог бы уже неделю разъезжать по Киеву. История началась в 2013 году, когда Ольга Степанова заключила договор автолизинга на Mercedes-Benz Е200. По словам владелицы иномарки, спустя некоторое время она полностью выплатила оговоренную сумму, то есть автомобиль перешёл в её собственность. Однако прежние хозяева посчитали, что Степанова должна доплатить некоторую сумму, так как доллар подорожал, следовательно, машина тоже. Но крымчанка не стала этого делать, и тогда в её сторону посыпались угрозы. Этим дело не закончилось, и 26 мая киевляне приехали в Крым с целью вернуть авто.
Чтобы долго не возиться с этой историей (у приезжих при себе оказалось ещё 35 дубликатов техпаспортов и ключей на другие крымские автомобили), прежние владельцы не стали обращаться в суд. Они вычислили местонахождение «мерседеса» и вызвали полицию, которая блокировала машину. Вскоре водителя автомобиля извлекли из иномарки, а авто погрузили на эвакуатор, заранее вызванный киевлянами. А вот дальше всё пошло не так гладко: автомобиль по-тихому вывезти не успели.
Виктория Жуковская, член правозащитного комитета «Дело чести»:
«У граждан Украины при себе была справка об угоне 46 автомобилей, выданная МВД Украины. Это именно лизинговые автомобили, находящиеся в Крыму. На сегодняшний день в Крыму всего восемь тысяч лизинговых договоров. Сейчас все лизинговые автомобили на Украине объявлены в угон. Те лица, которые приехали из Киева, — попросту вышибалы. Это был первый случай, который нужно сейчас пресечь, пока не началась волна похищений».
В тихом омуте иномарки водятся
Мы обратились к юристу за советом, как же быть крымчанам, попавшим в подобную ситуацию. Однако юрисконсульт не спешит жалеть несчастных: «Чтобы объективно оценить ситуацию, нужно увидеть документы. Может быть, Ольга Степанова просто перестала платить лизингодателю. Тогда не удивительно, почему предыдущие владельцы приехали забрать машину. К тому же мы не знаем условий лизингового договора».
Мы даже подумать не могли, что нам откажут в просьбе посмотреть документы и правозащитный комитет «Дело чести», который помогает разобраться с «кражей», и сама хозяйка. Нам предложили поверить на слово хозяйке, что все долги оплачены и соответствующие документы на то есть.
«Она уже отправила заявление в правоохранительные органы. Это значит, что она несёт уголовную ответственность. То есть либо она преступница, либо — вторая сторона. Но что-то нам говорит о том, что та сторона является мошенниками», — такие аргументы привёл правозащитный комитет «Дело чести».
Нам не известно, что скрывается за нежеланием документально подтвердить независимость от украинской лизинговой компании: излишняя осторожность или простое нежелание платить за приобретение.
Василий Завальнюк, координатор по правовому регулированию и систематизации судебных решений, вынесенных судьями Республики Крым и города Севастополя:
«Дело не в том, рассчитались или не рассчитались люди по лизингу с украинскими компаниями, а в том, что есть постановление правительства, которое даёт право перерегистрировать на временный учёт, на пять лет, лизинговые автомобили».
В общем, вышеописанное дело, похоже, ещё только начинается. И какие-либо однозначные выводы делать рано. Но еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» намерен и дальше следить за тем, как будет разворачиваться ситуация вокруг лизинговых автомобилей, оформленных крымчанами ещё при Украине.
Кстати
Лизинг автомобиля — это когда вы берёте его в финансовую аренду и по выплате всей суммы машина переходит к вам в собственность. В отличие от оформления кредита в банке, пакет документов при заключении лизингового договора минимальный.