Сайт спуа.рф завело сообщество по поиску угнанных автомобилей (СПУА) – оно объединяет энтузиастов, которые присматриваются на улицах к подозрительным машинам и пробивают их на угон. Каждый автолюбитель, у которого только что угнали авто, может написать сообщение на сайт в надежде, что машина сейчас отстаивается где-то в тихом дворе и может попасться на глаза активисту из СПУА. А если активист встретит на улице бесхозную машину (может, угнанную, может, брошенную) – он выкладывает ее фото на сайт, чтобы владельцу было проще найти.
Недостаток спуа.рф только один: оперативную информацию о свежих угонах он не получал, так как с дежурной частью ГУВД или с «угонным» отделом угрозыска не имел никаких контактов. Ликвидировать эту прореху взялся журналист Борис Горлин, который и создал сайт ugonamnet.ru. Сейчас оба сайта успешно работают, конкурировать не собираются, поскольку не являются коммерческими площадками, а наоборот, как уверяют оба разработчика, видят друг в друге партнеров. Одну машину – «Субару» – они нашли совместно. У сайта спуа.рф была информация о брошенной во дворах машине, а на сайт ugonamnet обратились ее хозяева. Так они и встретились.
«Город 812» изучил оба сайта и сравнил их.
Эффективность
СПУА работает по всей стране, преимущественно – в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. Ugonamnet только в Петербурге. Поэтому СПУА отыскала 17 автомобилей, а ugonamnet – только восемь. Сейчас на сайте СПУА 1200 сообщений о подозрительных автомобилях и 4000 – об угнанных авто. На ugonamnet – соответственно 700 и 3400.
Связи
СПУА рассчитывает только на энтузиастов (преимущественно – молодых людей 20–30 лет, зачастую тех, кто сам был жертвой угонщика). Эти люди называются файндерами.
Ugonamnet работает с полицией, причем совершенно официально, благодаря договоренности с начальником главка Сергеем Умновым. Это означает, что полицейский, который был обязан сообщить на сайт информацию о новом угоне в течение нескольких часов, но не сделавший этого, рискует получить выговор. Результаты работы ресурса публикуются на сайте ГУ МВД.
В общем, первый сайт привечает глазастых добровольцев, называемых файндерами (для файндеров собираются организовывать личные встречи и вечеринки). А второй отвечает за то, чтобы у них всегда была оперативная информация.
Технологии
Зам. руководителя петербургского отделения СПУА Алексей Калинин заявил, что у них уже готово приложение для смартфонов на андроиде и разрабатывается – для IOS. Скачав программу, каждый может, завидев на улице подозрительную машину, ввести ее госномер в специальное окно – и тут же получить информацию, числится ли машина в розыске. Есть в программе окно и для VIN, если госномер снят или есть подозрение, что его заменили. Приложение скоро можно будет скачать на сайте СПУА. Разработчики обещают через год его усовершенствовать: чтобы активист мог не вводить госномер, а просто направить на него видеокамеру, смартфон сам считает номер и зашлет его в базу.
Ugonovnet ведет статистику: самые угоняемые марки (лидируют «Форд Фокус», «Рено Логан» и «КИА Рио»), самые опасные места (проспекты Ленинский, Энгельса и Гражданский) и самые опасные дни (в середине месяца машины воруют чаще, чем в начале и конце).
Две базы перекрывают друг друга не более чем на 10 процентов. «Это естественно, – говорит Калинин. – В нашу базу ежесуточно добавляется информация о 2–3 угнанных машинах, а всего их по городу угоняют порядка 30».
Удобство
На сайте ugonamnet ежечасно обновляется «горячая тройка» – машины, которые угнали в городе последними. Три машины – три отметки на карте. Можно также открыть информацию о машинах, угнанных накануне. А в разделе «Ищем» публикуются частные объявления от несчастных жертв – их всего штук 40, причем не в хронологическом порядке, а вперемешку. Доступа ко всей базе угнанных машин нет.
В отличие от сайта СПУА, где есть список машин, о которых сообщили энтузиасты, т.е. предположительно брошенных, но не «подснежников». С точки зрения владельца угнанного автомобиля, который хочет выяснить, не нашли ли в городе чего-то похожего на его авто, сайт СПУА удобнее. Допустим, человек ищет красный «Мерседес» – и находит его в этой базе. Адрес в ней не указывается – но можно позвонить, и если выяснится, что это тот самый угнанный автомобиль, приехать на место в сопровождении полицейского или файндера. Вознаграждение поисковику – дело добровольное и остается за кадром. Вообще, адекватной считается сумма в 3–5 процентов от рыночной стоимости.
Борис Горлин заявил, что считает такую практику – когда база найденных машин находится в открытом доступе – немного порочной. «Потому что сайт будет смотреть не только жертва или, скажем, оперативник, но и злоумышленник тоже. Он увидит, что машину срисовали, и сразу предпримет меры. Если сообщение появилось только что – рискнет и перегонит. Если уже давно и если есть риск, что у машины его будет поджидать засада, – затаится. Нет, у нас информация поступает в отдел полиции, а уже оттуда информируется владелец».
Коммерция
И Алексей Калинин, и Борис Горлин уверяют, что их сайты – некоммерческие и имеют только одну цель: помочь людям. Но деньги – хотя бы на поддержание сайта – нужны даже некоммерческим проектам. Пока что выживание идет за счет спонсоров: продавцов систем сигнализации или страховщиков. Впрочем, представители СПУА заявили, что готовы оказывать также и коммерческую помощь.
«Мы планируем, – говорит Калинин, – делать массовую рассылку: SMS и электронные письма. Конечно, не всем, а тем, кто сообщит нам номер телефона, но таковых в Петербурге уже не меньше тысячи. Если жертва угонщика хочет, чтобы информацию о его машине включили в рассылку, он может заплатить 500–600 рублей. Из этих денег мы составим капитал на дальнейшее развитие».
Нина АСТАФЬЕВА